Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 20.10.2015 N 10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.С.Новиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 1.4, а также главой VI Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. № 10-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
М.С.НОВИКОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД АБЗАЦЕМ ШЕСТЫМ ПУНКТА 1.4, А ТАКЖЕ ГЛАВОЙ VI
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ, УТВЕРЖДЕННОГО
РЕШЕНИЕМ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
№ 10-19 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки М.С.Новиковой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка М.С.Новикова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 1.4, а также главой VI Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение).
Оспариваемые заявительницей абзац шестой пункта 1.4 и глава VI вышеуказанного Положения регулируют основания и порядок предоставления земельных участков для иных целей, не связанных со строительством.
Как следует из содержания жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка М.С.Новикова полагает, что в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" у нее, как у инвалида, имеется право на предоставление места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Ссылаясь на нормы данного Федерального закона, заявительница обращалась в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и к руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по вопросу предоставления земельного участка для гаража, однако ей было отказано и предложено приобрести его в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, на торгах. Гражданка М.С.Новикова в своей жалобе также отмечает, что ранее действовавшим Положением о порядке предоставления находящихся на территории города Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года № 49-11, прямо предусматривалось предоставление земельных участков для размещения металлических гаражей лицам, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты (пункт 5.1 главы VI Положения). В настоящее время вышеуказанный нормативный правовой акт утратил силу, а из содержания обжалуемых абзаца шестого пункта 1.4 и главы VI оспариваемого Положения, по ее мнению, не ясно, может ли относиться предоставление земельных участков под гаражи для инвалидов, как это было ранее, к иным целям. Тем самым заявительница считает, что данные положения не отвечают критериям правовой определенности, точности, ясности и недвусмысленности толкования и применения.
На основании изложенного гражданка М.С.Новикова просит признать абзац шестой пункта 1.4, а также главу VI Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 10-19, противоречащими статьям 27 (части первая и вторая), 30 и 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Оспариваемые гражданкой М.С.Новиковой правовые положения затрагивают сферу земельного законодательства. Из содержания части 2 статьи 31 Земельного кодекса Республики Татарстан следует, что порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 34 которого (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) была предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Реализуя вышеуказанные нормы федерального законодательства, решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года № 49-11 было утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории города Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения металлических гаражей, утратившее силу в связи с принятием оспариваемого заявительницей Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 10-19. Вышеуказанное Положение регулирует отношения по предоставлению земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, автостоянок, эксплуатации объекта капитального строительства, размещения парковок, а также для иных целей, не связанных со строительством. Употребление в оспариваемой норме понятия "для иных целей", являясь оценочным понятием, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике. Применительно к рассматриваемой правовой ситуации следует отметить, что обжалуемое заявительницей нормативное положение подлежит применению во взаимосвязи с абзацами восьмым и девятым пункта 1.4, а также пунктом 6.1 главы VI данного Положения, устанавливающими исчерпывающий перечень случаев, на которые действие рассматриваемого Положения не распространяется, а именно: предоставление земельных участков для целей садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства на землях, не входящих в границу населенного пункта, а также из состава садоводческих некоммерческих объединений граждан, предоставление земельных участков для размещения рекламных конструкций и средств наружной информации в г. Казани. Установка металлических гаражей в указанный перечень не входит.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона и используемых в нем формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний (постановление от 27 мая 2003 года № 9-П, определение от 25 ноября 2010 года № 1523-О-О).
Обжалуемые заявительницей положения регулируют отношения по предоставлению земельных участков именно для целей, не связанных со строительством, в то время как Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на который она ссылается в обоснование своих требований, устанавливает, что инвалидам предоставляются места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм (часть 7 статьи 15).
Таким образом, оспариваемые гражданкой М.С.Новиковой положения не могут рассматриваться как форма реализации гарантий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, поскольку данные нормативные правовые акты имеют различный предмет регулирования. Тем самым довод заявительницы об отсутствии определенности и ясности в содержании оспариваемых норм является необоснованным.
В то же время Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на то, что из содержания действующего с 1 марта 2015 года пункта 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании договора аренды без проведения торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако оценка конституционности указанных правовых норм, равно как и проверка законности и обоснованности отказа заявительнице в предоставлении земельного участка для заявленных ею целей, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Учитывая вышеизложенное, абзац шестой пункта 1.4, а также глава VI Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 10-19, не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки М.С.Новиковой не является допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.С.Новиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым пункта 1.4, а также главой VI Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение иных поставленных в ней вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего определения направить гражданке М.С.Новиковой, в Казанскую городскую Думу, а также в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
------------------------------------------------------------------