По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 23.06.2015 N 63-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений постановления руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года N 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в связи с жалобой гражданина В.Ю.Синчугова"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. № 63-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ПОСЕЛКА
ГОРОДСКОГО ТИПА КАМСКОЕ УСТЬЕ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29 АВГУСТА
2013 ГОДА № 10 "ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАНИЦ ПРИЛЕГАЮЩИХ
К НЕКОТОРЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ОБЪЕКТАМ ТЕРРИТОРИЙ, НА КОТОРЫХ
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА) В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.Ю.СИНЧУГОВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом выездном судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений постановления руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года).
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.Ю.Синчугова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый заявителем нормативный правовой акт Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Р.Шакараева, объяснения сторон - гражданина В.Ю.Синчугова, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - и.о. начальника юридического отдела аппарата Совета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан Э.Э.Нургалиевой, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Р.В.Сидакова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан - заведующего отделом гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан И.И.Фаттахова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б.Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С.Каминского, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан А.Р.Бадретдиновой, представителя Прокурора Республики Татарстан - помощника Прокурора Республики Татарстан по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления А.Р.Валиахметова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан К.А.Карпухина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан поступила жалоба гражданина В.Ю.Синчугова на нарушение его конституционных прав и свобод постановлением руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года). Данным постановлением утверждены: Перечень территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1), Механизм определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2), а также схемы границ прилегающих территорий для организаций и объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Как следует из содержания жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин В.Ю.Синчугов полагает, что предусмотренный указанным постановлением порядок розничной продажи алкогольной продукции ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности в этой сфере. В связи с этим он обращался в Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании данного постановления, который решением от 26 июня 2014 года отказал в удовлетворении его требований.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что обозначенные в приложении № 1 к обжалуемому им постановлению размеры прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, варьируются от 20 до 100 метров. Тем самым, как он считает, оспариваемое постановление не устанавливает единого значения расстояния для определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. При этом гражданин В.Ю.Синчугов отмечает, что такие объекты, как, например, центр реабилитации инвалидов и дневного пребывания пенсионеров, остановки общественного транспорта, культовые сооружения, являющиеся местами массового скопления граждан, вообще не отнесены к числу организаций и объектов, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Кроме того, заявитель утверждает, что предусмотренный в пункте 3 Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2 к обжалуемому постановлению), порядок определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, урегулирован недостаточно четко, поскольку позволяет устанавливать произвольные расстояния до мест, где реализуется алкогольная продукция. В связи с этим, по его мнению, оспариваемое постановление создает дискриминационные условия для отдельных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и ограничивает конкуренцию.
На основании изложенного гражданин В.Ю.Синчугов просит признать постановление руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" не соответствующим статьям 17, 20, 22 и 28 (части первая и вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты; экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем; Республика Татарстан в пределах своих полномочий регулирует развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов; в Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса; граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального и имущественного положения, политических взглядов, рода и характера занятий и иных обстоятельств.
К началу рассмотрения настоящего дела в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан постановлением Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 12 марта 2015 года № 2 "О внесении изменений в постановление руководителя Исполнительного комитета п.г.т. Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" оспариваемое постановление и приложение № 1 к нему изложены в новой редакции. Так, для всех упомянутых в данном приложении организаций и объектов установлен единый размер прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, - в зоне не менее 25 метров от входа на обособленную территорию. Вместе с тем в соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. С учетом позиции заявителя, полагающего, что обжалуемый нормативный правовой акт явился правовым основанием нарушения его конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, внесение в него изменений и изложение приложения № 1 в новой редакции не может препятствовать проверке конституционности его положений.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются утвержденные постановлением руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года) Перечень территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1), а также пункт 3 Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2).
2. Оспариваемые заявителем правовые нормы затрагивают сферу защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, которая согласно статье 72 (часть 1, пункт "б") Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
Законодательство о государственном регулировании оборота алкогольной продукции в силу статьи 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 4 статьи 16 указанного Федерального закона органы местного самоуправления определяют границы земельных участков, непосредственно прилегающих к зданиям, строениям и сооружениям, в которых расположены организации и (или) объекты, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции в порядке, установленном Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425. Согласно пункту 8 Правил в решениях органа местного самоуправления определяются границы территорий, прилегающих к организациям и (или) объектам, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и к данным решениям прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта. При этом Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", равно как и иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и принятые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан не конкретизируют органы местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено принятие решения по определению таких границ, а также не запрещают реализацию этих полномочий на уровне городских и сельских поселений.
Следовательно, орган местного самоуправления поселка городского типа Камское Устье, определив границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 116 (часть первая) и 118 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, предусматривающих, что органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
Указанному правовому регулированию корреспондирует положение пункта 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года (вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года), согласно которому органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на форму рассматриваемого муниципального нормативного правового акта. Оспариваемое постановление издано на бланке руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района, а значит, по форме является постановлением руководителя Исполнительного комитета данного муниципального образования. Это подтверждают и акты о внесении в него изменений, исходя из наименования которых изменения вносились именно в постановление руководителя Исполнительного комитета.
Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в редакции, действовавшей до 20 декабря 2009 года) прямо предусматривал, что правовые акты, издаваемые главой местной администрации (руководителем исполнительного комитета) муниципального образования, именуются постановлениями и распоряжениями главы местной администрации (пункт 3 статьи 6). Однако Законом Республики Татарстан от 4 декабря 2009 года № 62-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", принятым во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ), было введено новое правовое регулирование, в соответствии с которым правовые акты, издаваемые главами местных администраций, именуются в настоящее время постановлениями и распоряжениями местных администраций.
Таким образом, поскольку оспариваемое постановление принято уже после вступления в силу указанных Федерального закона и Закона Республики Татарстан, при его издании была нарушена законодательно установленная форма правового акта местной администрации. Между тем ее соблюдение обязательно, так как является существенным процессуальным элементом, основанным на требованиях закона. На это указывает и Конституционный Суд Российской Федерации, согласно правовой позиции которого легальность нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти предполагает не только наличие в них определенного, не противоречащего закону нормативного содержания (общего правила), но и соблюдение надлежащей законной формы, порядка принятия и обнародования; в действующей системе правового регулирования судебная проверка такого нормативного акта включает установление его соответствия федеральному закону по содержанию нормативных предписаний, по форме акта, а также по издавшему его субъекту, порядку принятия, опубликования и введения в действие (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П). Указанная правовая позиция в полной мере применима и в отношении нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как следует из материалов, изученных Конституционным судом Республики Татарстан при рассмотрении настоящего дела, нарушение формы нормативного правового акта местной администрации не является единичным случаем, а превратилось в сложившуюся, устойчивую практику при издании правовых актов руководителем Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района. Такая практика, хотя она и не соответствует законодательным предписаниям, не рассматривалась ранее правоприменителями как нарушение вытекающих из них требований к форме правового акта местной администрации. Не оспаривается она и заявителем.
При этом Конституционный суд Республики Татарстан принимает во внимание и тот факт, что признание оспариваемого постановления не соответствующим Конституции Республики Татарстан по форме его издания давало бы возможность поставить под сомнение конституционность и других ранее принятых правовых актов руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района, а также глав местных администраций (руководителей исполнительных комитетов) иных муниципальных образований в Республике Татарстан. Такой результат противоречил бы целям конституционного судопроизводства, каковыми в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан являются защита конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержание верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.
На основании изложенного Конституционный суд Республики Татарстан в настоящем деле воздерживается от признания не соответствующим Конституции Республики Татарстан постановления руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года) по форме его издания. Вместе с тем выявленный Конституционным судом Республики Татарстан конституционно-правовой смысл соблюдения законодательно установленного требования к форме правовых актов, издаваемых главой местной администрации (руководителем исполнительного комитета) муниципального образования в Республике Татарстан, является обязательным для всех органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан (статья 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан").
3. Конституция Республики Татарстан закрепляет, что основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты (статья 17, часть первая). Конституция Российской Федерации также предусматривает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства и свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что данное конституционное право не является абсолютным и потому может быть ограничено федеральным законодателем, который, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, определяет порядок и условия ее осуществления исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав и в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации критериями, допускающими возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в целях защиты закрепленных ею ценностей, в том числе нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (постановления от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П, определения от 18 марта 2004 года № 150-О и от 23 декабря 2014 года № 2942-О).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены в статье 16 указанного Федерального закона, из содержания пункта 2 которой следует, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. При этом в силу пункта 4 этой же статьи к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Пункт 6 Правил предусматривает, что органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы территорий, прилегающих к организациям и (или) объектам, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, (далее - прилегающая территория) для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В силу указанного пункта максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, определяемых органами местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании в рамках каждого вида организаций и (или) объектов более чем на 30 процентов.
Виды организаций и объектов, границы прилегающих территорий к которым определены в оспариваемом Перечне, прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Следует отметить, что упомянутый Федеральный закон и федеральное законодательство в целом не предусматривают запрет розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к указанным в жалобе гражданина В.Ю.Синчугова центру реабилитации инвалидов и дневного пребывания пенсионеров, остановкам общественного транспорта, а также культовым сооружениям. Вследствие этого включение таких объектов в указанный Перечень, на чем фактически настаивает заявитель, выходит за рамки полномочий органа местного самоуправления поселка городского типа Камское Устье. Иное означало бы, по сути, ограничение свободы осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции федерального законодателя.
С учетом изложенного, утверждая Перечень территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1 к оспариваемому постановлению), орган местного самоуправления поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района правомерно определил как сами организации (объекты), так и размеры прилегающих к ним территорий. При этом размеры указанных территорий дифференцированы в зависимости от вида организаций и объектов, к которым они прилегают, в соответствии с объективно обусловленными критериями, характеризующими в том числе их степень социальной значимости и тождественность, а также с соблюдением законодательно допустимых пределов соотношения между минимальным и максимальным значением расстояний при определении границ прилегающих территорий в рамках одного типа организаций (объектов).
Такой подход корреспондирует правоприменительной практике Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, о том, что право на равенство перед законом и на равную защиту закона безо всякой дискриминации не означает, что любые различия и условия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года № 182/1984).
Порядок определения на территории поселка городского типа Камское Устье размеров территорий, прилегающих к организациям и объектам, в пределах которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установлен в пункте 3 Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2 к оспариваемому постановлению). Исходя из содержания указанного пункта (в редакции от 15 сентября 2014 года) расстояние от организации и (или) объекта, от входа до входа или границ прилегающих территорий (при наличии) рассчитывается по кратчайшему пути (по прямой линии), без учета искусственных и естественных преград.
Данное правовое регулирование основано на положениях пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1425, согласно которым способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что территория, прилегающая к организациям и объектам, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включает обособленную территорию (при наличии таковой), то есть территорию, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающую к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - обособленная территория), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - дополнительная территория). Дополнительная территория в случае наличия обособленной территории, в соответствии с пунктом 5 этих же Правил, определяется от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, а при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Следует отметить, что ни Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ни указанные Правила не устанавливают каких-либо ограничений в выборе способа или методики расчета расстояния от организаций и (или) объектов, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий. В этой связи установление конкретных размеров территории, прилегающей к организациям и (или) объектам, в (на) которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также выбор способа или методики такого расчета отнесены к исключительной дискреции органа местного самоуправления и зависят от особенностей местности и застройки при определении прилегающих территорий.
Целевым предназначением оспариваемой нормы, как это следует из содержания и смысла Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, является обеспечение единообразного подхода к определению размера таких территорий в поселке городского типа Камское Устье. Обжалуемая норма, содержащаяся в пункте 3 указанного Механизма, установлена в соответствии с требованиями федерального законодательства и сама по себе не допускает возможности ее произвольной трактовки в правоприменительной практике. Следовательно, довод заявителя об отсутствии определенности и ясности в содержании оспариваемого пункта является необоснованным.
На основании изложенного рассматриваемые нормативные положения по своей правовой природе направлены на реализацию права на предпринимательскую деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции с учетом установленного порядка ее осуществления, призванного обеспечить защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Вследствие этого такие положения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности. Не могут они рассматриваться и как нарушающие принцип равенства, гарантированный в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Татарстан, так как они, вопреки доводам заявителя, распространяются на всех предпринимателей, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции.
Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (постановление от 12 ноября 2003 года № 17-П).
Таким образом, утвержденные постановлением руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года) Перечень территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1), а также пункт 3 Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2), по своему содержанию не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционные права заявителя и тем самым не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 17, 20, 22 и 28 (части первая и вторая).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать утвержденные постановлением руководителя Исполнительного комитета поселка городского типа Камское Устье Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 29 августа 2013 года № 10 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции от 15 сентября 2014 года) Перечень территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1), а также пункт 3 Механизма определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 2), соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------