По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение КМ РТ от 12.08.2015 N 1774-р <Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов>



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. № 1774-р

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1567 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год", а также в целях обеспечения достижения плановых значений индикаторов оценки в части государственного долга Республики Татарстан, установленных в составе Государственной программы "Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2013 № 545 "Об утверждении Государственной программы "Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство финансов Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Утверждены
распоряжением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 12 августа 2015 г. № 1774-р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Основные направления долговой политики Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в целях определения приоритетов долговой политики Республики Татарстан.
До финансово-экономического кризиса 2008 года в Республике Татарстан применялся консервативный подход к привлечению средств в бюджет Республики Татарстан путем осуществления государственных заимствований. Указанный подход характерен и в части предоставления государственных гарантий Республики Татарстан.
С учетом этого подхода объем государственного долга в благоприятный период до наступления глобального экономического кризиса составляли преимущественно государственные гарантии Республики Татарстан при относительно небольшом объеме прямых долговых обязательств. Так, на 1 января 2009 года в структуре государственного долга Республики Татарстан свыше 85 процентов занимали условные обязательства - государственные гарантии, выданные для реализации приоритетных вопросов республики и поддержки республиканских товаропроизводителей. Объем прямых заимствований не превышал 3,3 млрд. рублей. Государственный долг Республики Татарстан составлял 22,5 млрд. рублей, или 25,1 процента от фактического объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов в связи со снижением доходов бюджета Республики Татарстан для решения отдельных актуальных проблем (обеспечение ликвидации последствий засухи, поддержка монопрофильных муниципальных образований) и необходимости направления средств на подготовку к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани Республикой Татарстан с 2009 по 2012 год активно использовался механизм привлечения средств из федерального бюджета в виде среднесрочных бюджетных кредитов для покрытия бюджетного дефицита.
Во втором полугодии 2013 года и в 2014 году в связи с усложнением макроэкономической ситуации и замедлением динамики экономического развития, оказавшими влияние на повышение степени напряженности в вопросе исполнения доходной части бюджета, а также необходимостью исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (прежде всего, в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы) Республикой Татарстан была продолжена практика привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита бюджета Республики Татарстан.
При этом необходимо отметить, что за истекший период механизм привлечения средств на финансовых рынках не использовался. Отсутствие коммерческих заимствований в виде кредитов от коммерческих организаций и облигационных займов способствовало поддержанию объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Татарстан на достаточно невысоком уровне. Так, в 2014 году он составил 349,6 млн. рублей, или 0,18 процента к объему расходов (без учета расходов за счет субвенций), при том, что указанный показатель в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не должен превышать 15 процентов.
В результате проводившейся долговой политики к началу 2015 года объем обязательств по привлеченным бюджетным кредитам из федерального бюджета достиг 72,4 млрд. рублей. В целом же, включая государственные гарантии Республики Татарстан, величина государственного долга Республики Татарстан составила 93,2 млрд. рублей. Соответственно, бюджетные кредиты из федерального бюджета составили 77,7 процента от общего объема государственного долга Республики Татарстан, государственные гарантии - 22,3 процента.
Несмотря на рост государственного долга Республики Татарстан, его объем во все годы находился на допустимом Бюджетным кодексом Российской Федерации уровне: согласно нормам статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В связи с большим объемом накопленного государственного долга по бюджетным кредитам и необходимостью решения вопроса отвлечения значительных средств бюджета на его погашение в 2012 году в соответствии с положениями Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" была проведена реструктуризация задолженности Республики Татарстан перед Российской Федерацией по всем непогашенным бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Республики Татарстан в 2009 - 2012 годах, на общую сумму 66,9 млрд. рублей. В соответствии с Правилами проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1325, реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам осуществлена путем предоставления отсрочки по уплате основного долга в первые 10 лет, то есть с 2013 по 2022 год, с погашением в последующие 10 лет (с 2023 по 2032 год) реструктурированной задолженности ежегодно равными долями.
В результате проведенной реструктуризации вопрос уменьшения нагрузки на бюджет Республики Татарстан, вызванной необходимостью направления значительных средств на погашение ранее привлеченных кредитов, в среднесрочной перспективе является решенным.
Вместе с тем необходимо отметить, что долговая нагрузка на бюджет Республики Татарстан достигла значительного уровня. Так, по итогам 2014 года объем государственного долга Республики Татарстан составил 61,8 процента от годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Указанное обстоятельство, а также планируемое на федеральном уровне ужесточение требований бюджетного законодательства в части уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты в настоящее время представляют определенные риски с учетом предполагаемого установления ряда дополнительных ограничений при осуществлении бюджетного процесса.
Целями долговой политики Республики Татарстан являются эффективное управление государственным долгом Республики Татарстан, сохранение его объема на экономически безопасном уровне, недопущение необоснованного увеличения долговой нагрузки на бюджет республики при полном и своевременном исполнении всех обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Татарстан.
Вместе с тем необходимо отметить, что долговая политика Республики Татарстан является частью бюджетной политики Республики Татарстан и управление государственным долгом непосредственно связано с вопросами планирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета республики. В рамках реализации бюджетной политики Республики Татарстан необходимо продолжить реализацию мероприятий по обеспечению возможно минимального уровня дефицита бюджета. Соответственно, в целях обеспечения сбалансированности бюджета республики в долгосрочном периоде планируется планомерно и последовательно осуществлять мероприятия, направленные на увеличение доходов бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, оптимизацию бюджетных расходов. При этом в среднесрочной перспективе целевым ориентиром является непревышение дефицита бюджета Республики Татарстан уровня 10 процентов от годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Решению указанных задач будет способствовать дальнейшая реализация мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 № 1194 "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Татарстан", и Планом мероприятий по сокращению государственного долга Республики Татарстан, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2013 № 10-р.
Важнейшим направлением долговой политики в среднесрочной перспективе будет обеспечение снижения уровня долговой нагрузки на бюджет Республики Татарстан до приемлемого уровня менее 50 процентов от годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. В рамках этого одним из основополагающих моментов является продолжение практики отказа от привлечения коммерческих заимствований в среднесрочной перспективе.
В случае необходимости привлечения средств на финансирование дефицита бюджета политика заимствований будет по-прежнему предусматривать возможность привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе целевых. Для финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджета Республики Татарстан предполагается использовать такой инструмент, как бюджетные кредиты, предоставляемые территориальными органами Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанное позволит сохранить на предстоящий трехлетний период незначительные объемы расходов на обслуживание государственного долга Республики Татарстан. Сохранение минимального уровня расходов на обслуживание государственного долга Республики Татарстан также является одним из направлений долговой политики Республики Татарстан.
В части долговых обязательств по государственным гарантиям Республики Татарстан планируется продолжение осуществления мониторинга исполнения принципалами гарантированных обязательств в полном объеме и в установленные сроки. При рассмотрении вопросов предоставления государственных гарантий Республики Татарстан будет сохранен принцип проведения взвешенной политики с предъявлением высоких требований к качеству гарантий. Вместе с тем в целях предотвращения увеличения долговой нагрузки на бюджет Республики Татарстан в Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предоставление государственных гарантий Республики Татарстан не предусмотрено.
С учетом вышеизложенных приоритетов, в рамках проведения работы по обеспечению постоянного и эффективного взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами основной целью будет поддержание кредитных рейтингов Республики Татарстан на максимально возможных в текущих экономических условиях уровнях в сопоставлении с суверенными рейтингами Российской Федерации и создание предпосылок для их повышения.


------------------------------------------------------------------