Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 04.09.2015 N 6-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.С.Новиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 2.1 и 2.3 Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. № 6-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
М.С.НОВИКОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПУНКТАМИ 2.1 И 2.3 ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ, УТВЕРЖДЕННОГО
РЕШЕНИЕМ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА № 23-26
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки М.С.Новиковой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка М.С.Новикова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 2.1 и 2.3 Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года № 23-26 (далее также - Генеральный план).
Согласно пункту 2.1 Генерального плана основными целями территориального планирования муниципального образования г. Казани являются создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия, обеспечение учета интересов жителей муниципального образования г. Казани, интересов Российской Федерации и Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 2.3 Генерального плана основными задачами территориального планирования муниципального образования г. Казани являются: сохранение историко-культурного наследия, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города; обеспечение эффективного использования городских территорий; создание благоприятной среды жизнедеятельности; обеспечение безопасности территории и окружающей среды; улучшение жилищных условий, достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий; развитие и равномерное размещение по территории общественных и деловых центров; обеспечение надежности транспортного обслуживания и инженерного оборудования территории; комплексность благоустройства и озеленения территории.
Заявительница указывает, что согласно части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как следует из обращения и приложенных к нему копий документов, гражданка М.С.Новикова является инвалидом II группы. В целях реализации права, предусмотренного указанной нормой Федерального закона, она обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с вопросом о предоставлении ей земельного участка для ведения дачного хозяйства и садоводства. Однако в предоставлении земельного участка заявительнице было отказано, поскольку, как следует из ответа на ее обращение, право на первоочередное получение инвалидами и семьями, имеющими в своем составе инвалидов, земельного участка в рамках реализации положений части четырнадцатой статьи 17 названного Федерального закона осуществляется после признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на соответствующий учет. В данном ответе также указано, что на территории муниципального образования города Казани земельные участки для целей садоводства, огородничества и дачного хозяйства предоставляются гражданам - членам существующих садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в порядке переоформления им вида права на имеющиеся у них земельные участки. Выделение же новых земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений до 2020 года Генеральным планом не предусмотрено.
Между тем гражданка М.С.Новикова отмечает, что право на первоочередное получение ею, как инвалидом, земельного участка для ведения дачного хозяйства и садоводства не может быть связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, поскольку само по себе ведение такого хозяйства допускает отсутствие на земельном участке какого-либо строения для проживания. Кроме того, по мнению заявительницы, отсутствие в пунктах 2.1 и 2.3 Генерального плана положений о выделении на территории муниципального образования города Казани земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений ущемляет и ограничивает ее право на получение в первоочередном порядке земельного участка для ведения дачного хозяйства и садоводства.
На основании изложенного гражданка М.С.Новикова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункты 2.1 и 2.3 Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года № 23-26, не соответствующими статьям 27 (части первая и вторая), 30, 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Из содержания взаимосвязанных положений пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского округа, утверждаемый представительным органом местного самоуправления городского округа, является документом территориального планирования, который должен содержать Положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа; карту функциональных зон городского округа.
В целях определения оптимального состава и содержания проектов генеральных планов городских округов, а также обеспечения рациональной и эффективной их разработки приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244 утверждены Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов. Пунктом 9.1 указанных Рекомендаций предусмотрено, что генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Оспариваемые заявительницей положения Генерального плана по своему содержанию основаны на требованиях статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и согласуются с данными Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов. Рассматриваемые пункты 2.1 и 2.3 Генерального плана по своей правовой природе носят общий характер, определяют цели и задачи территориального планирования муниципального образования города Казани, сформулированные в документах социально-экономического развития города на период до 2020 года. Следовательно, вопросы выделения земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предметом правового регулирования оспариваемых норм Генерального плана не являются.
Таким образом, сами по себе пункты 2.1 и 2.3 Генерального плана не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан, а также не подлежат применению в разрешении дела заявительницы в указанном ею аспекте и не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права и свободы, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки М.С.Новиковой не является допустимой.
Вопрос предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства регламентирован Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". В этой связи оценка конституционности указанных правовых актов, включая правильность применения их нормативных положений, равно как и проверка законности и обоснованности отказа гражданке М.С.Новиковой в предоставлении земельного участка, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.С.Новиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 2.1 и 2.3 Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года № 23-26, поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке М.С.Новиковой, в Казанскую городскую Думу, а также в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
------------------------------------------------------------------