Постановление КМ РТ от 17.09.2015 N 688 "Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы"
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 688
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2018 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 17 сентября 2015 г. № 688
КОНЦЕПЦИЯ
ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2018 ГОДЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы (далее - Концепция) определяет совокупность целей, задач и приоритетов, обеспечивающих реализацию единой стратегии Республики Татарстан по формированию и развитию правовых, экономических и организационных условий для эффективной социализации различных слоев населения в демократическом обществе, правовом государстве с рыночной экономикой.
Термин "инклюзия" происходит от латинского слова "inclusio" - "заключение, включение".
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 "Об утверждении Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ, ориентированных на развитие инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.
2. МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
Законодательные инициативы в сфере социальной инклюзии до конца XX века как за рубежом, так и в России проявлялись фрагментарно и не носили устойчивой тенденции. Данная деятельность регламентировалась косвенными законодательными актами, нормативными правовыми документами, в частности декларациями, конвенциями, конституциями, законами об образовании и социальной защите, миграции и др. С 1995 года в русле международного гуманитарного права принимаются новые нормативные акты, государство поворачивается к проблемам социально уязвимых групп населения, в том числе и в сфере получения профессионального (начального, среднего, высшего, а также дополнительного) образования.
В ряде стран мира внедряются стратегии социальной инклюзии, проводится мониторинг их реализации. Политический курс на социальную инклюзию принят Великобританией, Канадой, Австралией и многими другими государствами, в том числе и странами Европейского Союза. Например, Национальный план социальной инклюзии Словакии предполагает три стратегические цели: 1) поддержка занятости и трудоспособности групп, сталкивающихся с риском социального исключения, 2) аккумуляция неотъемлемых ресурсов, позволяющих людям вести достойную жизнь, поддерживая их мотивацию к самообеспечению и независимости, 3) применение комплексного подхода, чтобы совладать с социальным исключением в поселениях цыган.
В Европейском Союзе разработана специальная методология оценки социальной защиты и социальной инклюзии, которая основана на взаимном обследовании (peer review), которое осуществляется между странами Европейского Союза. Взаимное обследование - это ключевой инструмент так называемого социального "открытого метода координации" ("Open Method of Coordination"). Они позволяют организовать открытую дискуссию по политике и практике социальной защиты и социальной инклюзии в различных странах Европейского Союза и способствуют процессу обмена информацией и взаимообучению.
Среди программ, подвергаемых оценкам, есть те, что направлены на инвалидов, мигрантов, меньшинства, социально уязвимые группы женщин и детей, а сфокусированы они на проблемах занятости, социального обслуживания, здравоохранения, образования. При этом главным акцентом является активная социальная инклюзия, предполагающая участие разных факторов и субъектов социального действия, направленная на достижение ощутимых эффектов.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) есть реализация стратегических целей, которые предполагают условия интенсивного и инновационного развития социальной политики с учетом таких требований, как достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства.
Концепция декларирует переход от системы массового образования к образованию для всех, причем в задачу модернизации образования входит создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а к 2020 году - расширение возможностей обучения таких детей в неспециализированных образовательных организациях для получения качественного образования в современных условиях. Кроме того, из обозначенного в Концепции приоритета "создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями" следует необходимость развития образовательных услуг, в том числе на уровне высшего профессионального образования и социальной инклюзии.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Важнейшая задача современного общества - развитие инклюзивных процессов, которые обеспечивают социальное равенство, высококачественное образование и культуру открытых отношений.
Эта задача может быть решена посредством формирования инклюзивной политики, которая является основой развития инклюзии в социальной сфере, в том числе образовании, культуре и широкой практике.
Под понятием "инклюзия" понимаются демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в более широкое сообщество, в первую очередь, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью и каким-либо другим признакам. В контур инклюзии в качестве объектов социальной инклюзии включаются люди, нуждающиеся в особом подходе и имеющие особые потребности. Это потребности, которые связаны как с постоянными, так и с временными причинами и обусловлены особенностями физического и (или) психического состояния человека, социально- экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми и другими факторами. Другими словами, инклюзия означает стремление к преодолению неравенства, обретению свободы и нового качества жизни.
Сегодня инклюзию исследователи видят в основном в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья, но этим, безусловно, нельзя ограничиваться.
К объектам социальной инклюзии относятся:
люди с ограниченными возможностями здоровья;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из приемных семей;
одаренные личности;
представители этнических меньшинств;
лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях;
студенты-иностранцы;
трудовые мигранты;
пожилые люди.
То есть это те, для кого в процессе их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия и применять адаптивные технологии образования и социализации.
Обеспечение социальной инклюзии является процессом, направленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей, молодежи и взрослых разных возрастных групп, включая пенсионеров, путем расширения их участия в обучении, культурной деятельности и иной жизни общества.
Так, например, стало очевидным, что трудовая миграция для России - не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Мигранты становятся важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Массовый приток иноэтничных мигрантов может стать глобальной проблемой, если не удастся обеспечить инклюзию тех из них, кто работает на легальных основаниях и связывает свое будущее с Россией, и превратить их в лояльных членов общества независимо от этнической и религиозной принадлежности.
Адаптация, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, - необходимое, но недостаточное условие инклюзии. Адаптация предполагает лишь знание местных традиций и норм и поведение с их учетом, но не предполагает встречное постижение принимающим населением культур мигрантов. Не являются решением проблемы сегрегация и ассимиляция, ведущая к отказу мигрантов от собственной культуры.
Предполагается, что:
а) инклюзия - процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе в индивидуальном порядке и как группу;
б) ответственность за инклюзию лежит на самих мигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны;
в) принимающее общество несет ответственность за то, чтобы формальные права мигрантов были установлены таким образом, что индивидуум (мигрант) имеет возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни;
г) мигранты, в свою очередь, уважают фундаментальные нормы и ценности принимающей страны и активно участвуют в процессе инклюзии без потери своей собственной идентичности.
Все вышесказанное относится и к иноэтничным лицам, прибывающим в республику на учебу и по иным жизненным обстоятельствам.
Очевидно, что наиболее важным блоком социальной инклюзии является сектор образования.
Инклюзивное образование закреплено в отдельной статье Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".
Концептуально инклюзивное образование сводится к четырем аспектам:
усиление образовательного коллектива (группы, класса) - все обучающиеся должны быть членами коллектива или группы так, чтобы они могли принимать участие в его жизни вместе с другими;
укрепление участия - каждый должен вносить свой вклад в коллектив исходя из своих способностей;
повышение демократичности - каждый должен быть услышан и все обучающиеся и их близкие люди должны иметь возможность выражения своих интересов;
улучшение результата - каждый должен получить качественное обучение.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц;
оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Республика Татарстан является одним из передовых регионов России, инициатором реализации многих государственных программ, в том числе и в сфере образования. Законодательное закрепление образования лиц с особыми образовательными потребностями вместе со своими сверстниками в условиях образовательных организаций требует мобилизации усилий всех секторов общества для построения в республике новой модели образования, доступной для всех категорий населения. Гарантией возможности обеспечения социального равенства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан является реализация Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023, благодаря которой к 2020 году ожидается значительное повышение уровня доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп.
В числе основных мероприятий Программы - обеспечение доступности общеобразовательных организаций, учреждений профессионального образования для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1 890 дошкольных образовательных организаций, где обеспечена защита прав детей-инвалидов на дошкольное образование, создано 51 специальное (коррекционное) учреждение, более 1,5 тысячи детей охвачены домашней формой обучения, активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных организациях. Лица с инвалидностью имеют возможность учиться в 69 профессиональных образовательных организациях. Однако современная система образования Республики Татарстан требует дальнейшего совершенствования для повышения уровня ее доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для других категорий граждан, чьи образовательные потребности имеют свои особенности.
Педагогическая практика и локальный опыт реализации идей инклюзивного образования в образовательных организациях всех уровней образования показывают, что необходимо создать преемственную систему инклюзивного образования, охватывающую все уровни образования: дошкольное образование, общеобразовательную организацию, профессиональное и дополнительное образование. Системность инклюзивного образования заключается в том, что его организация ориентирована на разнообразные категории населения, включение которых в образовательную деятельность выстраивается с учетом особенностей их образовательных потребностей.
Международное законодательство в области инклюзивного образования имеет более чем полувековую историю развития. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Саламанкская декларация закрепляют право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования.
Что касается других аспектов системы социальной инклюзии, то отдельные ее направления успешно реализуются как за рубежом, так и в Российской Федерации. К таким направлениям можно отнести, например, систему социальной адаптации трудовых мигрантов, развитие института приемных семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, института приемных семей для пожилых граждан, создание центров развития для одаренных детей и ряд других.
Однако необходимо констатировать, что сегодня в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, можно выделить лишь отдельные разрозненные фрагменты социальной инклюзии (образовательные организации, реабилитационные центры, центры социальной защиты и социального обслуживания, медицинские организации, предприятия и организации, пенитенциарные учреждения, культовые учреждения, общественные организации). Более того, как правило, они имеют свои различные (локальные) цели, отсутствует единая методическая и правовая база. Как правило, специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием, имеют недостаточную для этого квалификацию, и в целом программы подготовки эклектичны и оторваны от реальной практики. По мнению экспертов, сегодня в Республике Татарстан существуют проблемы системного характера, что обусловлено непроработанностью целостного контекста социальной политики. Это выражается в отсутствии:
комплексного межведомственного подхода в долгосрочной политике;
понимания и поддержки в обществе интересов, связанных с продвижением инклюзивного образования и социальной инклюзии.
Таким образом, региональная модель инклюзивной политики предполагает как решение частных проблем, так и в целом формирование новой культуры общественных отношений - инклюзивной культуры. Лучшие образцы мировой практики убедительно доказывают возможность реализации инклюзивных подходов, неутопичность самой идеи и эффективность социальных изменений.
В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Концепции предложений по решению проблем институционального характера определены институциональные факторы:
нормативное правовое обеспечение;
кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации;
инфраструктурное развитие;
инклюзивная культура.
4. АДРЕСАТЫ КОНЦЕПЦИИ
Адресатами настоящей Концепции являются:
представители различных слоев населения;
министерства и ведомства Республики Татарстан;
исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан;
государственные и муниципальные организации в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан;
Ассоциация работодателей и предпринимателей Республики Татарстан;
организации Республики Татарстан;
средства массовой информации;
общественные организации и фонды местного, регионального, федерального и международного уровней;
Общественная палата Республики Татарстан.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОЛИТИКИ
Целью создания в республике региональной модели инклюзивной политики является реализация региональной стратегии, обеспечивающей необходимые условия для обучения и профессиональной подготовки детей, молодежи и взрослых, имеющих особые потребности и нуждающихся в социокультурной адаптации.
Задачами создания региональной модели инклюзивной политики являются:
включение региональной инклюзивной политики (на первом этапе в сферах инклюзивного образования и ряда аспектов социальной инклюзии) в долгосрочную программу устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан;
координация действий всех заинтересованных структур для реализации комплексного межведомственного подхода, обеспечивающего процессы инклюзии в регионе;
обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования;
обеспечение безбарьерной среды в получении всех видов и уровней услуг: от архитектурной, транспортной доступности до адаптивных образовательных программ и инклюзивных технологий;
переориентация и направленность педагогического сообщества на реализацию инклюзивных подходов в образовании;
формирование модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для формирования готовности к работе в условиях непрерывного инклюзивного образования;
аккумулирование опыта специальных (коррекционных) образовательных организаций, в том числе опыта использования специальных средств обучения и воспитания по внедрению в педагогическую практику общеобразовательной школы;
создание механизмов, стимулирующих возникновение общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, ориентированных на реализацию инклюзивной политики;
реализация участия людей с инвалидностью в трудовой жизни.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения.
6.1. Нормативное правовое обеспечение развития региональной инклюзивной политики.
Региональная модель инклюзивной политики может быть создана лишь при наличии базовых нормативных правовых документов в виде законов, указов, постановлений, методических материалов, административных регламентов, проектов программ и проектов в областях подготовки специалистов в сфере образования, семейного воспитания, развития инфраструктуры.
Именно неразвитостью нормативной правовой базы обусловлена фрагментарность системы и высокая степень инерционности развития даже существующих ее отдельных элементов.
Для реализации данной задачи необходимы:
разработка программ, направленных на реализацию Концепции;
разработка и принятие закона Республики Татарстан об инклюзивной политике;
разработка постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, административных и функциональных регламентов реализации региональной модели инклюзивной политики;
разработка регламента межведомственного взаимодействия в реализации Концепции.
6.2. Кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации.
Подготовка кадров является одним из условий реализации региональной модели инклюзивной политики. В настоящий момент решение этого комплекса проблем оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
Не уделяется должного внимания подготовке специалистов в этой области как при получении базового образования, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.
Практически отсутствуют учебно-методические и дидактические средства, позволяющие реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов.
Для решения поставленной задачи необходимы:
проведение аккредитации действующих программ в сфере инклюзивного образования с целью распространения образцов лучшей практики;
включение в программу повышения квалификации работников образовательных организаций разделов, связанных с инклюзивным образованием и социализацией лиц, нуждающихся в особом подходе;
разработка пакета нормативных правовых актов по мониторингу реализации региональной модели инклюзивной политики в части оценки эффективности работы профильных организаций и специалистов в них;
формирование в текущем году и в последующие годы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации (с последующей аттестацией) работников, осуществляющих деятельность в рамках региональной модели инклюзивной политики;
проведение регулярных циклов переподготовки и повышения квалификации с последующей аттестацией работников организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, предприятий и организаций, в компетенцию которых входят полномочия по работе с объектами региональной модели инклюзивной политики;
проведение семинаров по обучению методикам и технологиям работы с объектами региональной модели инклюзивной политики;
обеспечение регулярного проведения занятий с родителями и другими родственниками, в семьях которых имеются лица с ограниченными возможностями здоровья.
6.3. Обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования.
Как уже было отмечено ранее, сегодня не объединенные функционально и организационно элементы региональной модели инклюзивной политики находятся в различной степени развития. Кроме того, их ролевые функции не определены, отсутствует единый центр ответственности в виде исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.
Для решения данной задачи необходимы:
формирование реестра организаций в сфере инклюзивного образования и социализации;
определение основных направлений деятельности организаций по внедрению и сопровождению инклюзивных процессов в республике;
принятие решения об определении на уровне республики центров ответственности за развитие инклюзивной политики со стороны органов исполнительной власти;
создание координационного совета по вопросам инклюзивного образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6.4. Формирование инклюзивной культуры
В современном обществе важно сформировать культуру отношения к объектам региональной модели инклюзивной политики, в основе которой - желание помочь, сопереживание, толерантность. На сегодняшний день можно отметить существенное ухудшение ситуации по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, невнимательное, небрежное отношение к лицам, находящимся на обслуживании в специализированных учреждениях, унижающее достоинство отношение к сверстникам, имеющим либо ограниченные физические возможности, либо обладающим нестандартным поведением, или одаренным и талантливым детям (вундеркиндам), что свойственно для образовательных организаций практически всех уровней.
Что касается отражения в средствах массовой информации процессов, происходящих в этой сфере, то здесь можно отметить лишь два направления:
как позитивное направление - трансляция и показ на телевидении соревнований параолимпийцев;
как негативное - отношение к инвалидам со стороны работодателей, коммунальных служб, медицинских организаций, родителей детей, совместно обучающихся с детьми с ограниченными возможностями, и т.д.
Учитывая, что формирование другой, новой культуры отношения к указанной категории лиц требует длительного времени и системной, последовательной работы органов власти и высокопрофессиональных специалистов в сфере инклюзивного образования и социализации, на первом этапе предлагается реализовать следующие мероприятия:
мониторинг реализации квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях;
привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к деятельности общественных приемных;
обеспечение реализации Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы.
6.5. Переориентация и направленность педагогического сообщества на реализацию инклюзивных подходов в образовании
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (2010 г.), представленной Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: "Новая школа - это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени". Создание такой школы ставит перед политиками, законодателями, педагогическим сообществом задачу изменения привычных представлений о формах и содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Республике Татарстан применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных организациях;
инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Введение совместного образования состоит не просто в техническом переводе детей-инвалидов в массовые образовательные организации. Этот процесс требует управленческого, организационно-хозяйственного, нормативного, методического и кадрового обеспечения, реорганизации образовательно-воспитательного процесса традиционных дошкольных и общеобразовательных организаций в связи с приходом к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
В этой связи Министерству образования и науки Республики Татарстан и образовательным организациям республики необходимо решать следующие задачи:
организация системной работы по созданию условий инфраструктуры для осуществления инклюзивного образования;
формирование сети базовых образовательных организаций по реализации инклюзивного образования;
организация и проведение методических семинаров по развитию инклюзивного образования;
повышение квалификации и переподготовка кадров системы специального образования;
организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
активное использование современных компьютерных технологий, позволяющих проводить дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка учебных планов, программ, адаптированных с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
работа со здоровыми детьми, обучающимися вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителями, формирование толерантного и адекватного поведения, создание здоровой среды в детском коллективе.
7. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
1. Образовательные организации.
Практически все образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Татарстан, занимаются обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также одаренных и талантливых людей. Но, как правило, образовательные организации больше ориентированы на образовательные услуги и меньше на социализацию этих категорий. Вместе с тем некоторые образовательные организации высшего образования - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" (далее - Университет управления "ТИСБИ"), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева", частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт экономики, управления и права" (далее - Институт экономики, управления и права) осуществляют эту деятельность уже в течение нескольких лет. Более того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12.2011 № 1000 создан научно-образовательный кластер негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" с ориентацией на деятельность по инклюзивному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Университете управления "ТИСБИ" обучаются 122 студента-инвалида, из них по очной форме обучения - 31 человек, по заочной форме обучения - 6 человек, по дистанционной форме - 85 человек.
За 16 лет в Университете управления "ТИСБИ" выстроена система многоуровневого профобразования инвалидов, а также социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов и их родителей; созданы модель социального партнерства в профессиональном обучении инвалидов и взаимодействия с бизнес-сообществом; окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов как специализированное подразделение Университета управления "ТИСБИ".
Также в период обучения в образовательной организации высшего образования студенты-инвалиды имеют возможность получить дополнительные рабочие профессии (парикмахер, водитель, бухгалтер, дизайнер и др.), а также пройти обучение на курсах бизнес-планирования, 1C-бухгалтерии, основ дизайна.
На базе образовательной организации высшего образования в сентябре 2013 года создан Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Межвузовский центр). Решение о создании Межвузовского центра было принято на совместном совещании представителей образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются в общей сложности 367 инвалидов. Часть из них живут в общежитиях, часть - на съемных квартирах, а некоторые являются жителями г. Казани и близлежащих населенных пунктов.
Основными задачами Межвузовского центра являются:
координация работы образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях обмена опытом преподавания;
трансляции современных адаптивных и информационных технологий;
обеспечение взаимодействия образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, с общественными организациями и органами государственной власти по вопросам профориентации, профессионального обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
оказание научно-методической помощи образовательным организациям высшего образования в организации и проведении повышения квалификации педагогических работников (составление учебно-тематических планов, подбор лекторского состава) в целях обеспечения качества обучения, адаптации и социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья;
развитие партнерства со школами-интернатами, иными образовательными и реабилитационными центрами, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева" обучаются 63 инвалида по слуху по следующим направлениям:
радиотехника;
материаловедение и технологии материалов;
инфокоммуникационные технологии и системы связи.
В течение последних трех лет в Институте экономики, управления и права ведутся исследования фундаментальных, технологических, практических аспектов инклюзивного образования. Создана кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, которая разрабатывает научно-методические подходы к созданию непрерывной системы инклюзивного образования с учетом преемственности всех его уровней.
Сегодня в Институте экономики, управления и права (с филиалами) обучаются 53 инвалида. При институте функционируют несколько реабилитационных и образовательных центров для детей дошкольного возраста, а также Академия творчества и развития "Созвездие талантов" (далее - Академия), где созданы все условия для эстетического, духовного и физического развития детей и взрослых.
В рамках работы Академии реализован социальный проект - Центр адаптации, реабилитации и ресоциализации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации "VERA".
В целях содействия в исследовании и реализации идей инклюзивного образования как фактора создания инклюзивного общества на базе Института экономики, управления и права создан Международный центр инклюзивного образования (далее - Центр).
Целью деятельности Центра является популяризация зарубежного опыта развития инклюзивного образования в Российской Федерации, создание сообщества исследователей и практиков, реализующих и развивающих инклюзивное образование в России и за рубежом.
Также в Институте экономики, управления и права создан Центр тестирования по русскому языку, который осуществляет тестирование мигрантов на знание русского языка и их обучение русскому языку.
Впервые в Республике Татарстан образовательная организация высшего образования осуществляет подготовку 10 магистров, 63 бакалавров по направлению "Психолого-педагогическое образование" (профиль "педагогика и психология инклюзивного образования"), состоится выпуск 32 специалистов по дефектологии.
2. Пенитенциарные учреждения.
Определенная работа проводится и в системе пенитенциарных учреждений (тюрьмы, колонии, поселения или иные закрытые учреждения, предназначенные для отбывания уголовного наказания, а также для предварительного заключения лиц, подозреваемых в преступлении).
На сегодняшний день в целях социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы проводится работа по их обучению. Пожалуй, это одна из наиболее сложных для ресоциализации категорий населения в связи с нежеланием работодателей заключать с ними трудовые соглашения, с наличием жилищных проблем и др.
По итогам 2013 года количество осужденных, освободившихся из мест лишения свободы и обучающихся в профессиональных образовательных организациях, составляет:
в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Нижнекамский агропромышленный колледж" - 100 человек;
в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Лениногорский политехнический колледж" - 150 человек;
в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Мамадышский профессиональный колледж № 87" - 100 человек;
в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Казанский машиностроительный техникум" - 78 человек;
в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Казанский политехнический колледж" - 25 человек.
3. Сектор социального обслуживания.
Учреждениями государственного сектора социального обслуживания в Республике Татарстан являются:
1) учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей);
2) социальные приюты для детей и подростков;
3) социально-реабилитационные учреждения для взрослых инвалидов;
4) комплексные центры социального обслуживания населения;
5) реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
6) центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
7) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
8) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
9) центры социально-психологической помощи населению.
Кроме того, в республике функционируют следующие государственные учреждения, оказывающие социальную, психолого-медико-педагогическую помощь:
Наименование учреждения
Наименование предоставляемых услуг
Учреждения Министерства образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток"
Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям, подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, адаптации в образовательной среде
Учреждения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр социально-психологической помощи населению "Зеркало"
Методическая работа в установленной сфере деятельности
Обеспечение формирования и развития государственной системы социально-психологической помощи населению Республики Татарстан
Государственное бюджетное учреждение "Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям "Гаилэ"
Методическая помощь в установленной сфере деятельности
Государственное учреждение "Республиканский центр образования, социальной реабилитации и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих"
Реализация программ по социальной реабилитации инвалидов
Также на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" осуществляется дополнительное профессиональное образование работников организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
4. Специализированные медицинские организации системы здравоохранения.
В Республике Татарстан функционируют:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер", филиалы в городах Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске, Набережные Челны;
государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская психоневрологическая больница", филиалы в городах Альметьевске, Зеленодольске, Нижнекамске, Набережные Челны.
5. Культовые учреждения.
В Республике Татарстан зарегистрированы 1 594 религиозные организации, в том числе Русской православной церкви - 305; истинно-православной церкви - 2; старообрядцев - 5; римско-католической церкви - 2; армянской апостольской церкви - 1; ислама - 1 193; буддизма - 1; иудаизма ортодоксального - 3; евангельских христиан - баптистов - 6; христиан веры евангельской - 5; евангельских христиан - 26; христиан веры евангельской - пятидесятников - 17; адвентистов седьмого дня - 10; лютеран - 5; реформатской церкви - 1; новоапостольской церкви - 1; свидетелей Иеговы - 5; церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) - 1; церкви последнего завета - 1; сознания кришны (вайшнавов) - 2; веры бахай - 1; иных вероисповеданий - 1. В республике действуют две централизованные религиозные организации - Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Татарстанская митрополия. При Казанской епархии осуществляют деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан - 10 мусульманских религиозных образовательных организаций, в том числе Российский исламский институт.
Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов: профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями, ведется идеологическая, разъяснительная работа с гражданами, находящимися в исправительных учреждениях, колониях. В настоящее время в 7 исправительных учреждениях Республики Татарстан функционируют храмы и мечети. Действуют молитвенные комнаты. Библиотеки исправительных учреждений обеспечиваются религиозной литературой.
6. Общественные организации.
Большую роль в жизни лиц, нуждающихся в особом подходе, играют общественные организации (объединения). Благодаря общественным организациям осуществляется интеграция лиц, нуждающихся в особом подходе, в общество, создаются условия для социальных контактов и профессиональной самореализации.
Общественные организации разделяют по видам оказываемой помощи:
материальная и моральная поддержка (оперативная помощь людям, оказавшимся в экстремальной ситуации, лицам без определенного места жительства, обучение детей, находящихся в приютах, "социальных палатах", "социальных группах");
правовая помощь (бесплатные юридические услуги и консультации для молодежи, правовая поддержка призывников, военнослужащих);
помощь социально незащищенным группам (инвалидные, "афганские", ветеранские организации);
реабилитация граждан (защита интересов женщин, детей, пожилого населения, психологическая и медицинская реабилитация, психологическая и материальная реабилитация немногочисленных коренных народов, реабилитация подростков, организация помощи для больных отдельными заболеваниями);
обучение, развитие, семинары, проведение межрегиональных конференций, акций;
другие (профилактика наркотической, алкогольной зависимости среди молодого поколения, трудоустройство молодежи, консультационная и информационная помощь в привлечении социальных грантов, сохранение природных объектов и объектов культурного наследия, находящихся на грани уничтожения; развитие внутреннего туризма).
Наименование организации (объединения)
Направление деятельности организации
1
2
Ассамблея народов Татарстана
Сохранение и развитие языков народов Татарстана;
сохранение и развитие нематериального наследия (фольклора, традиций и обычаев) народов Татарстана;
выпуск изданий различного типа и формата по национальной и этнокультурной тематике;
участие в решении миграционных проблем (проводятся тренинги и лекции по социальной и психологической адаптации мигрантов в Татарстане, семинары, встречи мигрантов с представителями республиканских и местных властей)
Движение молодых ученых и специалистов
Содействие эффективной профессиональной деятельности молодых ученых и закрепление талантливой молодежи в научно-образовательной среде и высокотехнологичных секторах экономики
Общественная организация ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан
Защита социально-экономических, политических, трудовых, личных прав, чести и достоинства ветеранов и членов их семей, улучшение их материального благосостояния, жилищных условий, торгового, медицинского и других видов обслуживания;
осуществление благотворительной деятельности с использованием средств организации, средств общероссийских и других благотворительных фондов, а также благотворительной помощи зарубежных стран и их общественных организаций в установленном законом порядке;
утверждение в общественном сознании убеждения, что забота о ветеранах и жертвах войны является нравственным долгом общества и государства;
взаимодействие с государственными учреждениями, общественными объединениями в работе по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан и духовно-нравственному развитию молодежи Республики Татарстан;
участие в деятельности международного ветеранского движения за упрочение мира и безопасности народов на основе норм международного права и российского законодательства
Татарстанский республиканский молодежный общественный фонд "Сэлэт"
Работа с одаренными детьми и молодежью; оказание одаренным детям и молодежи реальной помощи в духовном и профессиональном становлении;
широкое внедрение идеи приоритета интеллекта и духовности в цивилизованном обществе;
участие в формировании интеллектуально-духовной элиты, обладающей прогрессивным мышлением, способной поддерживать гармонию общечеловеческих ценностей и этнической индивидуальности
Федерация профсоюзов Республики Татарстан
Защита трудовых, гражданских и личных прав граждан, в том числе лиц, нуждающихся в особом подходе
Региональная общественная организация ветеранов (пенсионеров) Республики Татарстан
Защита гражданских, социально-экономических, трудовых и личных прав ветеранов;
улучшение материального положения, медицинского и бытового обслуживания ветеранов;
юридическая помощь ветеранам и членам их семей;
патриотическое воспитание молодежи; военно-историческая работа
Татарское республиканское отделение Общественной организации Всероссийского общества глухих
Выражение и защита прав и интересов граждан с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, обеспечение равных с другими гражданами возможностей
Татарская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"
Защита прав и интересов инвалидов по зрению, их социальная поддержка, реабилитация, социальная интеграция и содействие обеспечению равных с другими гражданами возможностей
Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов
Защита прав и интересов инвалидов;
обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества;
интеграция инвалидов в общественную жизнь
Благотворительная общественная организация Республики Татарстан "Детям"
Оказание различной помощи детям-сиротам, находящимся в социальных учреждениях;
оказание различной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, одинокие матери, находящиеся в затруднительном материальном положении);
разработка проектов и мероприятий, способствующих социальной адаптации детей-сирот, а также их дополнительному лечению и реабилитации
Региональное отделение Союза пенсионеров России в Республике Татарстан
Оказание всесторонней помощи в решении социальных и бытовых проблем пенсионеров и лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование;
участие в реализации федеральных и региональных программ, направленных на повышение уровня жизни пенсионеров;
проведение работ по созданию рабочих мест для пенсионеров;
привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и спонсоров для финансирования программ, направленных на обеспечение повышения жизненного уровня пенсионеров
Автономная некоммерческая организация "Ассоциация содействия больным синдромом Ретта"
Оказание помощи в образовании детям с редкими заболеваниями
Благотворительный фонд "Окно в НАДЕЖДУ"
Организация образовательного процесса для детей с множественными нарушениями в развитии
8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Предполагаются три этапа реализации Концепции, сроки которых будут обусловлены ее ресурсным обеспечением.
Первый из них предусматривает создание основных механизмов и включение региональной инклюзивной политики в долгосрочную программу социально-экономического развития Республики Татарстан
Второй - отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов (организаций, учреждений), участвующих в реализации Концепции.
Третий - выстраивание целостной системы работы по реализации инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
При реализации Концепции предполагается достичь следующих результатов:
1. Создание нормативного правового сопровождения и программ реализации инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.
2. Обеспечение государственной поддержки для создания безбарьерной среды в получении всех видов и уровней услуг от архитектурной, транспортной доступности до адаптивных образовательных программ и инклюзивных технологий.
3. Увеличение числа образовательных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования.
4. Увеличение числа специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере инклюзивного образования и социализации.
5. Увеличение числа рабочих мест для инвалидов на предприятиях и в организациях.
------------------------------------------------------------------