Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 24.04.2015 N 2-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.С.Рахматуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами шестнадцатым и семнадцатым Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. № 2-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Г.С.РАХМАТУЛЛИНОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД АБЗАЦАМИ ШЕСТНАДЦАТЫМ И СЕМНАДЦАТЫМ РЕЖИМА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО (РЕСПУБЛИКАНСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В Г. КАЗАНИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 18 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА № 266 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГРАНИЦ
ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
(РЕСПУБЛИКАНСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В Г. КАЗАНИ,
И РЕЖИМА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А.Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.С.Рахматуллиной,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.С.Рахматуллина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами шестнадцатым и семнадцатым Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года № 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования". Оспариваемыми абзацами установлено, что в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, утверждаемых указанным постановлением, запрещается размещение объектов капитального строительства и их частей, а также проектирование, проведение землеустроительных работ, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, заявительница является собственником 1/2 доли земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Городской сад "Черное озеро", нач. XIX в.", и 1/2 доли находящегося на данном земельном участке здания общественного туалета. С целью изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с реконструкцией указанного здания в объект общественного питания гражданка Г.С.Рахматуллина обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, а также в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в Министерство культуры Республики Татарстан.
Из содержания ответов вышеуказанных органов на ее обращения следует, что с учетом требований оспариваемых норм реконструкция здания общественного туалета, расположенного в границах объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Городской сад "Черное озеро", нач. XIX в.", возможна только в рамках работ по его сохранению на основании письменного задания и разрешения Министерства культуры Республики Татарстан. Письменное разрешение выдается после согласования указанным Министерством проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Заявительница считает, что обжалуемые абзацы Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, регулируют правоотношения в границах территорий объектов культурного наследия не республиканского, а федерального значения и, следовательно, не должны распространяться на объект культурного наследия "Городской сад "Черное озеро", нач. XIX в.". Кроме этого, она указывает, что в оспариваемых положениях не учтены интересы частных собственников, имеющих объекты, не являющиеся объектами культурного наследия, но размещенные при этом в границах территорий объектов культурного наследия.
На основании изложенного гражданка Г.С.Рахматуллина полагает, что обжалуемые положения нарушают права собственников, ущемляют их в выборе экономической деятельности, а также не признают и не защищают равным образом частную собственность по сравнению с муниципальной и государственной формами собственности. В связи с этим она просит признать абзацы шестнадцатый и семнадцатый Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года № 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования", не соответствующими статьям 18 (часть первая), 19 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 Конституции Республики Татарстан.
2. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Гарантируя гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, названный Федеральный закон установил особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия. Так, согласно пункту 2 статьи 35 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Аналогичные по своему содержанию и правовому смыслу положения в настоящее время закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 5.1 указанного Федерального закона.
Оспариваемые положения Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в городе Казани, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года № 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования", по существу, воспроизводят требования и нормы Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Исходя из этого проверка конституционности обжалуемых гражданкой Г.С.Рахматуллиной абзацев фактически означала бы оценку указанных норм федерального законодательства на их соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Оспариваемые заявительницей нормы сами по себе не содержат неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" обращение заявительницы не является допустимым.
Кроме того, Конституционный суд Республики Татарстан считает, что Кабинету Министров Республики Татарстан необходимо уточнить категорию историко-культурного значения объектов культурного наследия в оспариваемом заявительницей абзаце шестнадцатом Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, исходя из наименования и фактического содержания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года № 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования". Такое регулирование в полной мере будет отвечать требованию правовой определенности, точности, ясности и недвусмысленности.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.С.Рахматуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами шестнадцатым и семнадцатым Режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года № 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой.
2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная гражданкой Г.С.Рахматуллиной, подлежит возврату полностью.
3. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Копию настоящего определения направить гражданке Г.С.Рахматуллиной и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
5. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
------------------------------------------------------------------