По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 27.05.2015 N 3-73/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "<...>" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года N 5-40/тэ "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "<...>" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. № 3-73/2015

Верховный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С.Каминского,
при секретаре Д.В.Залялтдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И.Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "<...>" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года № 5-40/тэ "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "<...>" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год",

установил:

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года № 5-40/тэ "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "<...>" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год" установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый указанной теплоснабжающей организацией потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 17 декабря 2014 года за № 2565, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 18 декабря 2014 года, а также в печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 3 апреля 2015 года, № 25, ст. 0878.
В приложении к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года № 5-40/тэ приведен показатель одноставочного тарифа на теплоноситель - пар, поставляемый теплоснабжающей организацией - открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "<...>", владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель - филиалом ОАО "<..>" - <...> ТЭЦ в период с <...> по <...> в размере <...> рублей за кубический метр, в период с <...> по <...> - в размере <...> рублей за кубический метр (пункт 1.1.5).
ОАО "<...>" обратилось в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного правового акта в части установления для ОАО "<...>" тарифа на теплоноситель - пар по источнику тепловой энергии - филиалу ОАО "<...>" - <...> ТЭЦ.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит постановлению Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказу Федеральной службы по тарифам № 227-э/3 от 11 октября 2014 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год". Полагает, что при определении размера тарифа на 2015 год для потребителей ОАО "<...>" Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам превышена установленная Федеральной службой по тарифам величина роста тарифов на теплоноситель в 2015 году 13,6%. Увеличение установленного тарифа во втором полугодии 2015 года произошло на 70%. Кроме того, данный тариф не является экономически обоснованным, поскольку не равен средневзвешенной стоимости теплоносителя, произведенного на источнике (источниках) тепловой энергии, которыми владеет ОАО "<...>", поскольку для потребителей той же организации по источнику тепловой энергии - филиалу ОАО "<...>" - <...> ТЭЦ, котельный цех, тариф на второе полугодие 2015 года установлен в размере <...> рублей за кубический метр.
В судебном заседании представители ОАО "<...>" - ЕН <...>, ЕА <...>, АВ <...> заявленные требования поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - АЛ <...>, ЭД <...>, ТН <...>, АИ <...>, ОАО "<...>" - РФ <...>, Исполнительного комитета муниципального образования <...> Республики Татарстан - АР <...> заявленным требованиям возражали.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "<...>" надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился. Сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей заявителя, представителей органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, представителей заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные ОАО "<...>" требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" государственному регулированию подлежат в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" к числу общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения отнесено соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.8 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 468 от 15 июня 2010 г.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которыми определены основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу абзаца пятого подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" и пунктом 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено установление федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации предельных (минимального и максимального) уровней только двух видов тарифов: на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
При этом установление предельных уровней тарифов на теплоноситель законодательством не предусмотрено.
Приказом Федеральной службы по тарифам № 227-э/3 от 11 октября 2014 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям по Республике Татарстан. Поэтому данный правовой акт не может применяться при установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит приказу Федеральной службы по тарифам № 227-э/3 от 11 октября 2014 года.
Обращаясь к доводам ОАО "<...>" об экономической необоснованности установленного тарифа ввиду неравенства средневзвешенной стоимости теплоносителя, произведенного на источнике (источниках) тепловой энергии, которыми владеет ОАО "<...>", суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используется, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В пункте 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Учитывая изложенное, а также согласно пункту 149 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, при установлении оспариваемого тарифа необходимая валовая выручка регулируемой организации по поставке теплоносителя в виде пара принята Госкомитетом Республики Татарстан по тарифам в размере <...> рублей со снижением на 1,5% к уровню необходимой валовой выручки, учтенной при установлении соответствующих тарифов на 2014 год.
В тарифном предложении ОАО "<...>" объем вырабатываемого теплоносителя в виде пара на 2015 год был заявлен в размере <...> кубических метров, для его подтверждения был приложен плановый баланс воды по <...> ТЭЦ на 2015 год.
В целях контроля обоснованности величины заявленного объема органом, принявшим оспариваемый нормативный акт, была проанализирована динамика вырабатываемого объема теплоносителя за последние три года. Объемы, заявленные регулируемой организацией, подтвердились, а потому были приняты Госкомитетом Республики Татарстан по тарифам для расчета тарифа на теплоноситель в виде пара.
При рассмотрении предложения ОАО "<...>" были скорректированы такие статьи расходов, как стоимость исходной воды - снижение на 8% от предложения организации, расходы на оплату труда - снижение на 41% от предложения организации, амортизация основных фондов - снижение на 20% от предложения организации, ремонт основных фондов - снижение на 71% от предложения организации.
Экономически обоснованная сумма необходимой валовой выручки организации с учетом сохранения в первом полугодии тарифа на теплоноситель на уровне тарифа, действующего на <...>, составила: в первом полугодии <...> рублей, во втором полугодии - <...> рублей.
Рост тарифа обусловлен только лишь снижением объема теплоносителя, вырабатываемого на водоподготовительных установках <...> ТЭЦ, на 14,5%.
На основании части 3 статьи 11 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в соответствии с Методическими указаниями, в том числе по виду теплоносителя (вода, пар).
На основании данной нормы, а также в соответствии с пунктом 149 названных Методических указаний тарифы на теплоноситель, поставляемый ОАО "<...>", были рассчитаны Госкомитетом Республики Татарстан по тарифам дифференцированно по его источникам: <...> ТЭЦ и <...> ТЭЦ, котельный цех, а также с дифференциацией по видам теплоносителя (пар, вода).
В пункте 150 Методических указаний установлен порядок расчета тарифов на теплоноситель, поставляемый регулируемой организацией, в том числе единой теплоснабжающей организацией потребителям.
Из утвержденной данным пунктом формулы 105 следует, что тарифы на теплоносители, поставляемые потребителям регулируемой организации, устанавливаются равными средневзвешенной стоимости теплоносителей, произведенных на источнике (источниках) тепловой энергии, которым владеет такая регулируемая организация.
В соответствии с изложенными нормативными положениями органом регулирования установлены для ОАО "<...>" по городу <...> Республики Татарстан средневзвешенные тарифы, которые приведены в пункте 2.1.2 оспариваемого постановления.
Следовательно, доводы заявителя о незаконности постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года № 5-40/тэ являются несостоятельными.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "<...>" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2014 года № 5-40/тэ "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "<...>" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2015 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья


------------------------------------------------------------------